Глава 25. Тяга - за и против
Что такое тяга? Как лучше ее использовать? Может л и она навредить? Как
ПИСы мешают вам найти предел тяги? Могут ли знания помочь отыскать этот
предел? Возможно, все дело только в вашей храбрости?
Многие полагаются в этом вопросе на свои ощущения . Однако иногда чувства
подводят нас, это приводит к ошибкам и разрушает все ваши замыслы.
Новые технологии
Современные шины и подвески сводят на нет многие ошибки вождения .
Современные мотогонки производят неизгладимое впечатление на тех, кто
катался в 1957 году. Я не настолько смел, чтобы ездить на технике тех времен
так, как на ней ездили тогда. Последний раз я принимал участие в гонках в
70-х, и возможности современных шин кажутся мне невероятными. Я часто вижу
молодых горячих гонщиков, которые проходят повороты на огромной скорости,
почти не владея гоночными навыками.
Гонщики и тяга
Гонщики, которые полагаются только на свое "чувство" максимальной тяги,
совершают много ошибок. Им кажется, что они едут слишком медленно, если не
чувствуют полную тягу. Это приводит к следующему:
- Определение траектории по своим "чувствам" (слишком медленное руление)
- Ранний вход в поворот
- Подруливание в повороте (медленное руление на входе делает траекторию
непредсказуемой, пока не пройден апекс)
- Слишком сильный наклон (из-за медленного руления и в попытке загрузить
шины, чтобы "почувствовать" их)
- Слабое открытие газа (чтобы "чувствовать" шины)
- Проворот колеса на выходе из поворота (попытка нащупать предел
сцепления с дорогой, иногда это полезно)
- Постоянная смена точек поворота (цель неточный и уверенный поворот, а
максимальная тяга)
- Слишком жесткая настройка подвески (чтобы лучше чувствовать тягу)
Видимо, есть и другие негативные проявления такого стиля вождения. Как
правильно
Не поймите меня превратно, на новой резине нужно искать предел тяги.
Важно понять, как его искать и как его потом правильно использовать . Если
ваша цель - максимальная тяга, то это определяет ваш стиль вождения.
Траектория, на которой шины цепляются изо всех сил, станет тогда лучшей траекторией. На самом же деле она вовсе не ? лучшая,
по крайней мере не во всех поворотах. А в копилку ваших 3 навыков добавятся
все восемь вышеперечисленных ошибок.
Я помню, как Уэйн Райни в 1986-1987 годах тратил кучу времени на борьбу
затягу. Он совершал тогда все восемь ошибок в поисках максимальной тяги.
Потом он три года (1990-1992) был чемпионом. Так ли вредны неправильные
навыки в этом случае? Получается, что нет, ведь Уэйн Райни стал чемпионом.
Но посмотрите на Эдди Лоусона, он сумел добиться не меньшего, не придавая
тяге особого значения.
Тяга и ПИСы
ПИСы, связанные с тягой, срабатывают в основном на входе в поворот . Мы
знаем, что причина боязни быстрого входа кроется в неуверенности в своей
способности повернуть байк. Если же поворот проходится слишком широко, ПИСы
срабатывают от страха потерять сцепление с дорогой. Знакомо ли это вам?
В повороте вы можете регулировать тягу ( и сцепление с дорогой) газом, но
при входе в поворот все зависит только от скорости, которую вы достигли
торможением .
Статистика падений
На самом деле почти никто не падает от слишком высокой скорости на входе
. Понаблюдайте за гонками лет 20-30 и поделитесь со мной своими
наблюдениями. Мои наблюдения показывают, что это происходит очень редко. Мы
не говорим сейчас о входе в поворот с одновременным торможением, это грубая
и распространенная ошибка. Большинство гонщиков неправильно оценивают
скорость входа, причем ошибаются они как правило в меньшую сторону, и это
самое главное препятствие на пути к четкому прохождению поворотов.
Храбрость или ум?
Максимальное сцепление с дорогой нужно на входе в поворот, хотя для этого
может потребоваться дополнительная храбрость. Любого сколько-нибудь
значительного улучшения времени круга можно достичь единственным и самым
опасным способом - более сильным ускорением в середине и на выходе из
поворота, а это самые распространенные причины падений.
Мой совет? Научитесь уверенно водить мотоцикл, освойте все нужные навыки
и только потом ищите пределы тяги. Если вы сумеете объединить навыки и
использование тяги, вы станете непобедимым. Кроме того, правильные навыки
помогают бороться с ПИСами, а это облегчает поиск пределов тяги.
Определения тяги
Тяга - это количество сцепления с дорогой, необходимое для достижения
результата. Вам нужно решить, станете ли вы ездить на пределе тяги или
будете проходить повороты быстро и четко. Вы станете побеждать, когда
научитесь делать и то и другое.
Некоторые добиваются скольжения заднего колеса в повороте, некоторые -
переднего. Я обычно срываю оба и потом регулирую тягу на выходе. Этот способ
кажется мне наиболее захватывающим, однако дело тут вовсе не в смелости. Вы
тоже сможете так проходить повороты, если улучшите свои способность
управлять тягой. ДГ
|
|
|
Последние изменения
25.03.2004 |
|
|
|