Глава 8. Посадка водителя - руки
Становятся ли ваши предплечья сильнее от вождения мотоцикла? Устают ли
ваши руки от долгого вождения со множеством поворотов? Вот только два
признака неправильной посадки (вообще-то их гораздо больше).О чем же
сигнализируют эти индикаторы? О том, насколько хорошо вы овладели искусством
посадки. По сути, это отдельная технология, со своими правилами. Это способ
соответствовать или не соответствовать конструкции мотоцикла. И это еще один
способ борьбы с ПИСами.
Вы сжимаете руки или они делают это самостоятельно? Честный ответ на этот
вопрос и есть лучшее доказательство того, что это самый настоящий ПИС. Есть
и еще одно доказательство. Пройдите несколько поворотов подряд на
максимальной для вас скорости и зафиксируйте тело, не расслабляйтесь. Для
большинства водителей это единственный способ понять, что происходит. Обычно
они не понимают, насколько они зажаты, пока не сбросят скорость. Является л
и такая реакция автоматической?
ПИС №2
В результате опроса, проведенного среди 8000 водителей, в классе "нежелаемые
условия вождения" победил ПИС №2 - слишком сильное сжимание руля . Причины
для этого неосознанного действия те же,
что и для ПИСа "сброс/добавление газа". И единственное сообщение, которое
пытаются до тебя донести мышцы твоих рук это: пожалуйста, дай кислорода, мы
голодаем.
Простой совет - расслабьтесь. Но вот выполнить его очень сложно. Если бы
существовал способ как-то обмануть эти реакции, я бы вам сказал. Но такого
способа нет. Единственный способ - использовать понимание. Давайте
попробуем.
Требования мотоцикла
При движении мотоцикла переднее колесо рыскает всегда.
Величина этого рысканья зависит от дорожного покрытия, скорости и
состояния подвески. Многие не понимают, что такое рысканье необходимое
условие работы подвески. Подвеска состоит из двух частей (1) шин и (2)
амортизаторов и вилки. Шины поглощают часть нервностей, потому что они
резиновые. Когда достигается предел их гибкости, в дело вступают пружины и
амортизаторы. А что происходит, когда и они не могут справиться? Вилка
двигается из стороны в сторону. Почему она так двигается?
Когда и шины и подвеска достигают предела, это немедленно приводит к
перераспределению веса. Тяжелый - легкий, легкий - тяжелый. Увеличение пятна
контакта (в момент, когда шина нагружена) заставляет вилку поворачиваться
внутрь. При разгрузке вилка стремится занять нулевое положение,
соответствующее углу наклона байка. Однако она слегка проскакивает и
выворачивается в другуи сторону. В это время колесо наезжает на еще одну
точку и цикл загрузка/разгрузка повторяется. И так далее. Вот почему рыскает
передок.
Борьба с рысканьем
Никто не силен настолько, чтобы остановить рысканье. Более того, если
даже кто-то и сможет это сделать, начнется дикий вобблинг и мотоцикл
полностью выйдет из-под контроля . Хорошая новость -если подшипник вилки не
имеет люфта, а подвеска не заедает, то рысканье не передается на корпус
байка. Плохая новость - рысканье все же передается через водителя , если он
находится под воздействием ПИС№2.
Отличный пример - вождение кроссового мотоцикла по песку. Вцепитесь в
руль изо всех сил - байк будет очень нестабильным и, скорее всего, упадет.
Ослабьте хватку, и байк поедет прямо, хотя передняя вилка будет интенсивно
работать. Езда по продольным неровностям тоже может служить примером, пусть и
не таким ярким.
Крепко значит широко
Слишком крепкая хватка заставляет байк распрямлять траекторию в повороте.
Из-за самокоррекции и подпрыгивания переднего колеса центробежная сила
выносит мотоцикл наружу. Кроме того, на внутреннюю рукоятку давление больше,
поэтому водитель контррулением выталкивает байк наружу .
Рулевой демпфер
Он не устраняет рысканье, он уменьшает его амплитуду и интенсивность.
Поскольку демпфер устанавливается далеко впереди, рычаг получается коротким
и он - при правильной настройке - не передает колебания на весь мотоцикл.
Демпфер не борется с ПИС №2, если вы вцепитесь в руль - мотоцикл затрясется,
не зависимо оттого, есть демпфер или нет. Демпферы необходимы современным
мотоциклам, с их крутым углом наклона вилки, короткой базой и большой
мощностью.
Вобблинг
Чем быстрее вы едете, тем сильнее рысканье, особенно в поворотах, когда
передок разгружен и не может эффективно отслеживать неровности. Насколько
это плохо? - спросите вы себя. Если мотоцикл исправен, демпфер правильно
настроен, все зависит от вас! Расслабьтесь. Преодолеть ПИС №2 осень трудно.
Но "дать передку работать" - стандартный прием вождения, который полностью
соответствует конструкции мотоцикла.
Слишком сильно сжимание руля - самая главная причина проблем с
управляемостью.
Согните кисти и локти, и ваша посадка станет более расслабленной.
Относитесь к байку как к другу и он не станет вашим противником. ДГ
|
|
|
Последние изменения
25.03.2004 |
|
|
|