Глава 9. Посадка водителя - стабильность
Почему современные спортбайки выглядят именно так? Что кроется за
дизайнерскими изысками? Используете ли вы все функции вашего байка?
Если ваше тело напряжено, вы являетесь причиной проблем с управляемостью.
Огромное количество тюнинговых пружин, амортизаторов, демпферов, рам, шин и
прочих деталей было куплено мотоциклистами, чтобы решить проблемы, которые
они сами же и создают. (Конечно, хороший водитель получит преимущество при
грамотном использовании тюнинга.)
Борьба с ПИС№2
Элементы конструкции спортбайка постоянно развиваются, чтобы помочь
водителю сократить вредные воздействия на мотоцикл. Вот некоторые из них:
- сиденье по типу гоночного - с высоким упором сзади - лучше удерживает
водителя при разгоне, значит он может больше не цепляться за руль;
- большой бензобак позволяет локтям и предплечьям опереться на него во
время поворота;
- выемки под колени на бензобаке позволяют держаться с помощью ног,
меньше используя для этой цели руль;
- высокий бак позволяет опереться на него грудью;
- отнесенные назад подножки дают водителю более надежную опору для
перемещений и руления;
- руль clip-on (т.е. состоящий из двух половинок, крепящихся
непосредственно к перьям вилки) помогают водителю меньше опираться на руль,
придают ему более обтекаемую и удобную для руления позу.
Элементы конструкции для борьбы с ПИС №2
Проявления ПИС №2
Правильное использование конструктивных особенностей вашего спортбайка
позволит вам пребывать с ним в согласии.
Сопротивление воздуха
Многих водителей беспокоит поток воздуха при большой скорости и они
стараются покрепче держаться за руль. Туловище на скорости работает как
парус. Байк даже можно повернуть с помощью встречного потока. Старайтесь
держаться пониже и вы сократите сопротивление воздуха как минимум на 75%.
Авто газ
Езда по неровной дороге в напряженном состоянии приводит к
самопроизвольному добавлению/сбросу газа. Подвеска от этого работает еще
интенсивнее. Сцепление с дорогой ухудшается. Все это может привести к весьма
драматичному финалу. Используйте "локтевую проверку". Если вы можете легко
двигать локтями - все в порядке, вы не напряжены.
Внутренняя ручка
Чтобы крепко держаться, нужно держаться за что-то. Внутренняя по
отношению к повороту ручка руля - самое удобное место. Проблема в том, что
байк в результате контр-руления начинает двигаться наружу поворота, если вы
прикладываете усилие к внутренней ручке. Старайтесь держаться с помощью ног,
и проблема исчезнет сама собой. Лучше при этом еще и опираться руками на
бак.
Быстрые повороты
При свешивании в высокоскоростных поворотах колено работает как парус.
Ветер пытается развернуть вас на байке. Старайтесь держаться пониже, а
колено - поближе к мотоциклу.
Свешивание
Неправильное выполнение свешивания - когда водитель опирается на руль при
перемещении тела с одной стороны байка на другую - приводит к рысканью,
особенно если байк ускоряется. Используйте для опоры внешнюю ногу, прижатую
к баку.
Рысканье при ускорении
Байк трясется при ускорении - после поворота и/или когда дорожное
покрытие неровное. Значит вы слишком сильно вцепились в руль. Не забывайте
про правильную работу газом - плавное и равномерное добавление газа
невозможно, если вы слишком крепко держитесь.
Wheelie
Whelie по русски-"вказливание":-) А Wobblmg-''расколбас":-)
Так вот расколбас руля при разгоне (с вероятностью отрыва переднего
колеса - козлением) возникает, если вцепиться в руль, тем самым можно сбить
правильное направление переднего колеса при его приземлении.
Ложная скорость
Чем сильнее вы сжимаете руль, тем больше вам передается вибраций от
двигателя. Во-первых, это утомляет руки. Во-вторых, вам кажется, что вы
едете быстрее, чем на самом деле и/или что двигатель работает на больших
оборотах, чем на самом деле.
Ложная подвеска
Аналогично, вы чувствуете каждое срабатывание подвески. Чем сильнее
напряжены руки, тем больше кажутся кочки и сильнее рысканье.
Право и лево
Почему некоторые гонщики любят правые повороты и не любят левые, а
некоторые наоборот? Отгадка проста - в нелюбимых поворотах водитель
напрягается сильнее и, значит, проходит их хуже.
Размытое видение
Напряженная посадка, неровности дороги и сопротивление воздуха заставляет
ваш шлем и голову совершать небольшие колебания. Перед глазами все
расплывается, шея болит. Чем сильнее вы пытаетесь держать голову, тем хуже.
ПИС№2: выводы
Если вы слишком сильно держитесь за рульи вообще напряжены при вождении,
вы становитесь причиной одиннадцати нежелательных эффектов. Возможно, вы
встретитесь со всеми ними в одном повороте. ПИС №2 запускает цепную реакцию
неправильных действий.
Располагайтесь поудобнее, тогда ваша посадка облегчит вам управление
байком. Вам не нужно сражаться с самим собой.
Используйте подножки при смене посадки на мотоцикле. Это сведет к
минимуму воздействие на руль, и, кроме того, вы будете меньше уставать. ДГ
|
|
|
Последние изменения
25.03.2004 |
|
|
|