|
Глава 14. Руление - правила
Сколько раз вы рулите в повороте? А сколько раз, по вашему, нужно рулить?
Правильный ответ - одно руление на один поворот . Это - правило руления №1 .
"Подруливание в повороте", т.е. одно или несколько дополнительных
рулений, не что иное, как Проявление Инстинкта Самосохранения, срабатывающее по уже знакомым нам причинам - вошел слишком быстро,
слишком широко, не вписываюсь в поворот и т.д. С помощью подруливания
гонщики пытаются исправить ошибки, совершенные при входе в поворот.
Подруливание в повороте - это ПИС №3. К сожалению, этот ПИС, как и все
другие, работает против гонщика, ухудшает управляемость и противоречит
конструкции мотоцикла.
Нестабильный газ и угол наклона
Рассмотрим поподробнее, как именно работает этот ПИС. Итак, гонщик
попадает в ситуацию, которая ему не нравится (например, заходит в поворот
слишком широко), и решает исправить ее дополнительным рулением. Однако, в
результате его действий становится круче угол наклона байка. Хотите верьте,
хотите нет, но эта ошибка распространена также широко, как и
добавление/сброс газа в повороте.
Причем, как правило, добавление/сброс газа идет рука об руку с
подруливанием. Это усиливает нежелательные изменения развесовки, мешает
подвеске работать и ухудшает сцепление с дорогой. Допустим теперь, что
гонщик правильно управляет газом, но при этом подруливает. Тем самым он
увеличивает угол наклона, что приводит к уменьшению сцепления сдорогой и
ухудшает стабильность байка. И наконец, подруливание меняет посадку гонщика
посреди поворота. В общем, кругом одни ошибки. Поэтому, одно руление на один
поворот- идеальный вариант.
Скольжения на низкой скорости.
Каждый год и я, и мои инструкторы, выслушиваем от наших студентов истории
о заносах, случившихся в том или ином повороте. Мы смотрели их результаты
(секунд на 15 хуже, чем рекорд трассы) и ничего не понимали.
Загадка разрешилась, когда мы поняли, что они подруливают в повороте и
одновременно добавляют/сбрасывают газ , что и приводит к небольшим заносам.
Гонщики, почуствовав занос, еще и ухудшают ситуацию, совершая сразу
несколько ошибок: (1) выпрямляют байк, чтобы стабилизировать его (2) видят,
что не вписываются (3) и еще сильнее наклоняют байк, пытаясь не вылететь
страссы (но все равно иногда вылетают).
Причина - в вас самих
Можно найти много объяснений ошибкам. Но основная причина кроется в вас
самих. Доказательства? Ну например, посмотрите гонки и посчитайте, сколько
раз меняют угол наклона корифеи.
У каждого правила есть исключения, и у правила руления №1 - тоже. Я не
думаю, что кто-то все всегда делает правильно. Не стоит стыдиться небольших
подруливаний в повороте. Потеря сцепления или кочка, подпрыгнув на которой
байк меняет траекторию, заставляют подруливать даже мастеров. Однако надо
четко понимать, что эти подруливания выполняются настолько точно и плавно,
что их даже не видно со стороны.
И еще - 90% этих подруливаний не что иное как ПИС, и от них вполне можно
отказаться. В какой-то момент гонщик понимает, что добавление/сброс газа -
это ошибка и перестает ее делать. Также и с подруливанием. Мы научились
доказывать это студентам нашей Superbike School. Мы просто устанавливаем
камеру над плечом, а потом прокручивай пленку. В записи видно, что некоторые
делают до пяти подруливаний в одном повороте, и все они оказываются в конечном
счете ненужными ! То есть, если бы их не было, мотоцикл вышел бы из поворота
в той же точке, куда привело бы его самое первое руление на входе в поворот.
Прицелься и забудь
Основное правило: выполните руление одним осознанным действием и больше
не думайте о нем . Есть вещи и поважнее, им то и стоит уделять внимание в
повороте. Чем меньше подруливаний - тем лучше. Одно руление на один поворот
- идеал.
Причина ошибок с газом и с рулением кроется в том, что вы не знаете,
насколько быстро и насколько медленно вы можете поворачивать. Попробуйте на
тренировке поворачивать максимально быстро и максимально медленно. Так вы
найдете диапазон, в котором можете нормально работать. Я точно знаю, когда
выхожу за свой диапазон. Это когда мне приходится коленкой удерживать байк
от падения. ДГ
|
|
|
Последние изменения
25.03.2004 |
|
|
|