Глава 15. Руление - быстрота руления
В каждом повороте вы тратите какое-то время на сам процесс руления.
Сколько времени и сколько внимания отнимает у вас это важная задача? Знаете
ли вы, насколько быстро это делают мастера? Или у них это получается только
потому, что у них в распоряжении самая совершенная техника?
Допустим, что скорость руления мастеров оценивается в 10 баллов. Сколько
тогда баллов получите вы? Обычный "уличный" водитель входите поворот
примерно за 2 секунды. Лучшие из лучших делают это за 0,5 секунды. Средний
гонщик получит 3 или 4 балла по 10-балльной шкале. Как же уменьшить время на
руление и зачем это нужно? Что мешает вам рулить быстро?
ПИСы и руление
Давайте признается друг другу - входить в поворот очень страшно. Вы
боитесь, что мотоцикл выскользнет из-под вас, что, наклонившись слишком
быстро, байк потеряет сцепление с дорогой. Кроме того, слишком крутой угол
наклона заставляет срабатывать ПИСы. Поэтому новички стараются не
наклоняться слишком быстро или слишком сильно.
Кредит наклона
Но вот что странно - в неприятных ситуациях "уличные" водители проходят
поворот с большим углом наклона, чем это необходимо при данной скорости. Да
и многие гонщики делают то же самое. Они как бы вьбирают кредит наклона .
Есть возможность наклониться или нет (подножки или глушитель уже высекают
искры), они все равно стараются завалить байк еще больше. Я часто видел, как
гонщики царапают части мотоцикла в поворотах, которые можно пройти на 5-10
миль в час быстрее и при этом с меньшим углом наклона. Чем круче угол - тем
лучше? Или вы предпочтете проходить поворот быстрее с меньшим углом?
Слишком большой угол - это ошибка
При увеличении угла наклона мотоцикл становится менее стабильным.
Чем круче угол - тем хуже. Кочки, выбоины, скользкие участки трассы с
большей вероятностью приведут в рысканью или заносу при большем угле
наклона. Кроме того, чем круче угол налона, тем точнее должно быть
управление газом. Конечно весело валить мотоцикл в повороте покруче. Но
веселье продолжается недолго - срабатывает ПИС и ситуация выходит из-под
контроля. Давайте определим цель и задачу руления.
Цель руления - изменить направление движения. Задача руления -точно
пройти повороте минимально возможным для данной скорости углом наклона.
Руление, угол наклона и скорость
Общеизвестно: чем больше скорость - тем больше угол наклона. Ладно,
согласен. С ростом скорости растет центробежная сила, стремящаяся вытолкнуть
вас наружу поворота. Увеличивая угол, вы компенсируете эту силу. Но это еще
не все. Давайте нарисуем простой поворот, точку входа, траекторию и точку
достижения желаемого угла наклона байка (рисунок 1).
остаются постоянными. Как изменится траектория. Конечно, распрямится
(пунктирная линия).
Допустим, что в третий раз наш гонщик рулил быстрее при постоянных прочих
параметрах. Где он окажется? Правильно - внутри поворота (рисунок 3).
Как же ему пройти поворот в третьем случае? Существует несколько
вариантов:
- Входить в поворот позже. Но стоит ли менять точку поворота, если
имеющаяся нормально работает? Думается, нет.
- Раньше открыть газ. Неплохо, но придется заставить себя сделать это.
- Сильнее открыть газ и спрямить траекторию. Возможно.
- Открыть газ и раньше и сильнее. Тоже возможно.
- Уменьшить угол (рисунок4). Почему бы и нет!
Только вариант №5 открывает больше дверей, чем закрывает. Например, если
вы научились проходить повороте меньшим углом наклона, вам будет легче со
временем увеличивать скорость в повороте, используя запас угла наклона.
Что если гонщик захочет увеличить скорость прохождения поворота, при
постоянной точке входа и постоянном угле наклона? Он должен рулить быстрее.
Итак, при заданной скорости, чем быстрее вы поворачиваете байк, тем
меньший угол требуется для прохождения поворота. Хорошо ли проходить поворот
с меньшим углом? Да. Положительно ли это влияет на безопасность? Да.
Становится ли байк более стабильным? Да. Помогает л и это проходить повороты
быстрее? Да. Лучше л и сцепление с дорогой при меньшем угле наклона? Да.
Решает ли это задачу руления? Да. Ну что, убедил?
Главное в повороте - не где повернуть, а насколько быстро повернуть. Я
учу студентов поворачивать быстрее. Как только они понимают, что именно это
дает им, они продолжают совершенствовать этот навык. ДГ
|
|
|
Последние изменения
25.03.2004 |
|
|
|