РусскийEnglishНажмите, чтобы перейти на Главную страницу

Новости
Фотогалерея
Путешествия
Мануалы
Мотомагазины
Для гостей :)
Ссылки
Е-магазин
О себе
Карта сайта
Типа логотип :)
Сделать стартовойДобавить в "Избранное"Написать письмо Rambler's Top100

Главная > Мануалы > ИЖ Планета - 5 > 5. Техническое обслуживание
 

5. Техническое обслуживание

5.1. Двигатель

Схема двигателя с коробкой передач в разрезе дана в приложении 8.

Наружная поверхность двигателя должна быть всегда чистой. Грязь на цилиндре и его головке ухудшает охлаждение двигателя, а наличие на картере масла и бензина может служить причиной загорания мотоцикла. Применение нерекомендованных руководством марок бензина и масла ведет к преждевременному износу деталей двигателя и к быстрому нагарообразованию в цилиндре, головке, на поршне и свече, что вызывает перегрев двигателя, ухудшает его пуск.

Для питания двигателя применять бензин и масла согласно табл. 2.

5.1.1. Краткие указания по снятию двигателя

Снятие двигателя производить в следующем порядке:

  • снять седло, защитные кожухи и бензобак;
  • снять дуги безопасности;
  • отсоединить выхлопную трубу;
  • отсоединить трос декомпрессора, трос дозатора от распределительной муфты, трос сцепления и снять наконечник свечной;
  • отсоединить воздухоочиститель;
  • снять карбюратор;
  • отсоединить электропровода датчика зажигания и генератора от выпрямителя-регулятора напряжения, коммутатора, главного жгута, провода от контакта НЕЙТРАЛЬ на картере под воздухофильтром и клапана-датчика;
  • отсоединить от двигателя чехлы цепи;
  • снять правую крышку картера, разъединить цепь;
  • ослабить гайки крепления двигателя в задней части;
  • отвернуть гайки болтов крепления двигателя, достать болты в передней точке крепления двигателя;
  • снять передние кронштейны крепления двигателя;
  • снять двигатель с рамы в левую сторону, подавая его вперед-вверх.

Устанавливать двигатель в обратной последовательности.

5.1.2. Сцепление

Обслуживание сцепления заключается в регулировке механизма выжима сцепления, который состоит из валика с эксцентриком и рычагом выжима сцепления, толкателя с колпачком, регулировочных винтов на нажимном диске и рычага сцепления на руле, троса сцепления, возвратной пружины.

Регулировку сцепления производить в следующем порядке:

  • снять крышку люка в левой крышке картера;
  • ослабить контргайку регулировочного винта на руле, завернуть винт до упора;
  • ослабить контргайку регулировочного винта на нажимном диске сцепления, вывернуть регулировочный винт на 1...2 оборота;
  • выворачивая регулировочный винт на руле, установить рычаг выжима сцепления, расположенный на правой крышке так, чтобы выступ на рычаге совпал с отметкой на крышке;
  • регулировочный винт на нажимном диске сцепления завернуть до упора (не сильно), ослабить его на 1/4...1/2 оборота и закрепить контргайкой;
  • свободный ход конца рычага сцепления на руле установить с помощью регулировочного винта, который закрепить контргайкой.

Разборку и сборку муфты сцепления производить без снятия двигателя с рамы в следующем порядке:

  • слить масло из коробки передач, отвернув резьбовую пробку в нижней части картера;

Регулировка сцепления

Рис. 10. Регулировка сцепления:

1 — рычаг выжима сцепления; 2 — трос сцепления; 3 — правая крышка; 4 — возвратная пружина

  • снять защитные кожухи, отсоединить маслопровод от впускного патрубка цилиндра;
  • отсоединить электропровод клапана-датчика от левой крышки картера и трос дозатора от распределительной муфты;
  • снять рычаг переключения передач, рычаг пускового механизма и левую крышку картера, при этом следить, чтобы не выпала соединительная муфта привода маслонасоса;
  • отвернуть гайки пружин сцепления, снять пружины с колпачками;
  • снять нажимной диск и диски сцепления;
  • отвернуть гайку на первичном валу (резьба левая), для чего необходимо включить I передачу и застопорить заднее колесо или застопорить внутренний барабан сцепления, снять внутренний барабан сцепления;
  • отогнуть стопорную шайбу и, отворачивая болт крепления звездочки коленчатого вала, снять одновременно звездочку вместе с наружным барабаном сцепления и цепью.

При стуке цепи на холостых оборотах или большом провисании (более 15 мм) цепь заменить.

Сборку производить в обратной последовательности, обратив внимание на следующее:

  • первым установить опорный диск толщиной 3 мм проточкой в сторону коробки передач;
  • диски собирать с учетом чередования стальных и пластмассовых;
  • равномерной затяжкой гаек сжать пружины так, чтобы торцы гаек находились выше торцов колпачков на 3...4 мм, а нажимной диск при выжиме рычага сцепления перемещался без перекоса;
  • закрепить и застопорить шайбой звездочку коленчатого вала (звездочку и наружный барабан сцепления с цепью устанавливают одновременно);
  • совместить хвостовик маслонасоса с пазом муфты, находящейся в головке болта крепления звездочки;
  • установить левую крышку картера;
  • при установке защитных кожухов совместить защитную трубку маслопровода и провод клапана-датчика (над трубкой) с вырезом в нижней части защитного кожуха, во избежание их защемления.

 

5.1.3. Коробка передач

Обслуживание коробки передач состоит в регулярной проверке наличия масла в коробке и своевременной его замене. Уровень масла должен быть в пределах смотрового окна.

Замену масла производить на прогретом двигателе, лучше всего сразу после поездки. Слить отработанное масло через отверстие в нижней части картера (рис. 11). Завернуть пробку, залить 0,5 л масла через отверстие под крышку люка и дать двигателю проработать 1...2 мин. После этого масло слить и залить 1 л свежего масла (см. табл. 2).

Коробка передач четырехступенчатая (рис. 12)

Разборку и сборку коробки передач можно производить без снятия двигателя с рамы. Разборка:

  • слить масло из коробки передач;
  • снять глушитель;
  • снять правую крышку картера с тросом;
  • вынуть шток сцепления из резинового колпачка, разъединить цепь;
  • отвернуть восемь винтов и снять крышку коробки передач;
  • снять сектор переключения передач.

Все части коробки передач (кроме первичного вала и валиков вилок передач) могут быть вынуты из картера.

 

Двигатель (вид слева)

Рис. 11. Двигатель (вид слева):

1 — пробка слива масла из картера; 2 — смотровое окно коробки передач; 3 — пробка слива масла из емкости системы смазки двигателя; 4 — маслонасос; 5 — смотровое окно емкости системы смазки двигателя; 6 — электропровод клапана-датчика; 7 — скрепка; 8 — винт регулировочный; 9 — колпачок; 10 — трос дозатора; 11 — пробка наливного отверстия емкости системы смазки двигателя; 12 — кольцо уплотнительное; 13 — фильтр; 14 — корпус фильтра; 15 — маслопровод впускного патрубка; 16 — карбюратор; 17 — рычаг пускового механизма; 18 — рычаг переключения передач; 19 — пробка наливного отверстия картера двигателя; 20 — подножка водителя

 

Для снятия первичного вала и валиков вилок переключения передач разобрать сцепление, снять барабаны. Отвернуть винты, снять стопорную планку. Обратить внимание на расположение регулировочных шайб на промежуточном, первичном валах, вале переключения передач, чтобы при сборке поставить их на место.

 

Коробка передач

Рис. 12. Коробка передач:

1 — первичный вал; 2 — шарикоподшипник 204; 3 — шестерня II передачи; 4 — шестерня II и IV передач; 5 — упорная шайба; 6 — шестерня промежуточного вала; 7 —-промежуточный вал; 8 — шестерня III передачи; 9 — вилка переключения I и III передач; 10 — шестерня I и III передач; 11 — валик вилки переключения передач; 12 — вал переключения передач; 13 — упорная шайба; 14 — сектор переключения передач; 15 — механизм переключения передач; 16 — регулировочные шайбы.17 – вилка переключения II и IV передач.

 

Сборка:

  • собрать со всеми шестернями промежуточный вал и поставить его на место;
  • собрать все шестерни на первичном валу со всеми регулировочными и упорными шайбами. Если вал вынут, поставить его на место;
  • установить вилки переключения передач;
  • установить на место вал переключения передач (не забывать надеть на вставляемый конец регулировочные шайбы), отводя фиксатор в сторону;
  • шипы вилок ввести в канавки вала переключения передач, в отверстия вилок установить валики вилок переключения передач и закрепить стопорной планкой;
  • установить вал механизма переключения, если он снят;
  • завести сектор переключения передач в зацепление с валом переключения передач. Метка на зубе сектора должна совпадать с меткой у впадины зубьев вала переключения передач;
  • установить упорные шайбы на конец вала переключения передач и первичного вала, поставить прокладку, крышку коробки передач, затянуть винты. При установке крышки коробки передач допускаются легкие удары по ней молотком. Перемещение вторичного вала по оси должно быть 0,4...0,6 мм.

 

5.1.4. Разборка и сборка двигателя

Для разборки двигателя произвести операции, описанные в разделах «Сцепление», «Коробка передач», «Генератор», затем:

  • снять головку цилиндра, цилиндр, вынуть стопорные кольца, палец, сиять поршень;
  • вывернуть с правой стороны винты крепления половин картера, выбить на 1/2 длины контрольные втулки и разъединить половины картера;
  • снять легкими ударами деревянного молотка по плоскости разъема левую половину картера с полуоси коленчатого вала;
  • снять с полуоси правую половину картера;
  • вынуть из отверстия под подшипники стопорное кольцо и выпрессовать шарикоподшипник;
  • вынуть второе стопорное кольцо, распорную втулку;
  • выпрессовать из левой половины картера специальной оправкой одновременно сальник и наружную обойму роликоподшипника;
  • снять из правой половины картера сальник и наружную обойму роликоподшипника.

После замены или осмотра коленчатого вала, сальников сборку двигателя производить в обратной последовательности. При этом необходимо обратить внимание на следующее:

  • не допускать перепутывание обойм роликоподшипников;
  • не допускать повреждений и перекосов прокладок;
  • удалить тщательно старый засохший лак (краску) с плоскостей разъема картера;
  • промыть все детали в бензине или в керосине.

Для облегчения демонтажа и монтажа подшипников, сальников и поршневого пальца рекомендуется половины картера и поршень нагреть до 70...90 0С. Сборку производить в обратной последовательности:

  • установить в левую половину картера внутреннее стопорное кольцо, распорную втулку, запрессовать сальник выступающей рабочей кромкой в сторону распорной втулки, установить маслонаправляющую шайбу, запрессовать наружную обойму роликоподшипника, вставить коленчатый вал, не допуская загиба рабочей кромки сальника;
  • запрессовать наружную обойму роликоподшипника в правую половину картера;
  • нанести на плоскости разъема половин картера бакелитовый лак ЛБС-3 ГОСТ 901-78 или клей БФ-2 ГОСТ 12172-74 или эмаль НЦ-273 алюминиевую ТУ 6-10-895-82 или бензостойкий герметик;
  • соединить половины картера втулками и затянуть винты.

Установить одно стопорное кольцо поршневого пальца в канавку поршня, смазанный моторным маслом поршневой палец вставить в отверстие бобышки поршня, надеть поршень на головку шатуна, придерживая рукой поршень, легкими ударами деревянного молотка втолкнуть палец поршня в отверстие головки шатуна до упора в стопорное кольцо и вставить второе стопорное кольцо.

Установить прокладку на фланец картера, положить на прокладку деревянную вилку или два бруска, установить на них поршень, установить стыки поршневых колец против, стопорных штифтов, сжать кольца металлической лентой, смазать гильзу цилиндра моторным маслом и осторожно надеть цилиндр на поршень, убран вилку из-под поршня, установить цилиндр на картер и закрепить гайками.

 

5.1.5. Система дозированной смазки двигателя

Система смазки двигателя обеспечивает смазку деталей кривошипно-шатунного механизма и цилиндропоршневой группы двигателя и состоит из масляной емкости 8 (рис. 13) в левой крышке картера 3, винтового маслонасоса 2, приводимого во вращение от коленчатого вала через соединительную муфту 1 дозатора 7, расположенного в корпусе маслонасоса и управляемого тросом дозатора 13, сблокированным с тросом дроссели карбюратора 15, поршневого клапана-датчика 5 и диафрагменного обратного клапана 9, расположенных в корпусе маслонасоса, маслопроводов 21 и 24, электропровода 11 и сигнальной лампы 12 «Масло», расположенной в щитке приборов.

При заправках бензином рекомендуется проверять наличие масла в масляной емкости по смотровому окну 6, расположенному в крышке масляной емкости.

Объем масла ниже уровня смотрового окна (0,3 л) обеспечивает пробег 150...200 км. Указанный объем является резервным.

Перед началом эксплуатации мотоцикла, в случае отсутствия масла в прозрачном маслопроводе, необходимо:

  • залить масло в масляную емкость (см. табл. 2);
  • залить в бензобак 1...1.5 л смеси масла с бензином в пропорции 1:100;
  • пустить двигатель (см. раздел «Пуск двигателя»);
  • сдвинуть колпачок 9 (рис. 11) со скрепкой 7, вытянуть за оболочку трос дозатора 10 до упора и, поддерживая работу двигателя на холостом ходу, заполнить прозрачный маслопровод маслом (время, необходимое для прокачки маслосистемы, 2...3 мин);
  • установить оболочку троса дозатора и колпачок со скрепкой, дозаправить бензобак чистым бензином.

При заполнении маслопровода на ранее работавшем двигателе допускается производить ускоренное заполнение прозрачного маслопровода при наличии в бензобаке чистого бензина.

Перед началом движения после длительной стоянки мотоцикла при температуре ниже минус 25 0С (холодный двигатель) необходимо разогреть масло в масляной емкости работающим двигателем на режиме оборотов холостого хода в течение 2...3 мин. В случае использования масел МС-14, МС-20 и МГД-14М необходимо разбавить масло в масляной емкости бензином (5 % к объему масла).

 

Схема системы дозированной смазки двигателя

Рис. 13. Схема системы дозированной смазки двигателя:

1 — муфта; 2 — маслонасос; 3 — левая крышка картера; 4— пробка слива масла из емкости; 5 — клапан-датчик; 6 — смотровое окно; 7 — дозатор; 8 — масляная емкость; 9 — обратный клапан; 10 — рычаг управления; 11 — электропровод; 12 — сигнальная лампа; 13 — трос дозатора; 14 — карбюратор; 15 — трос дросселя карбюратора; 16 — распределительная муфта; 17 — трос газа; 18 — рукоятка дросселя карбюратора; 19 — форсунка; 20 — впускной патрубок; 21, 24 — маслопровод; 22 — пробка; 23 — фильтр

 

При температурах ниже минус 15 °С может происходить задержка срабатывания (загорания) сигнальной лампы МАСЛО после остановки двигателя до 10 мин.

Конструкция маслонасоса не требует его регулировки в пробеге до 50000 км. Диагностика и регулирование маслонасоса возможны только на специальных стендах. Запрещается нарушать эмалевое покрытие винтов на рычаге управления маслонасоса и на обратном клапане.

В случае невозможности устранить неисправность в системе дозированной смазки необходимо перейти на смазку смесью масла с бензином в пропорциях согласно табл. 2, отсоединив насос от коленчатого вала и убрав муфту 1 (рис. 13).

Регулировка свободного хода троса дозатора

Регулировку свободного хода проводить в следующем порядке:

  • ослабить скрепку 7 (рис. 11) и сдвинуть колпачок 9 вверх по оболочке троса;
  • отвернуть контргайку и ввернуть на несколько оборотов винт, для создания свободного хода оболочки троса дозатора;

Масляный насос

Рис. 14. Масляный насос:

1 — подающий винт; 2 — стопорное кольцо; 3 — манжета; 4 — прокладка; 5 — крышка; 6 — винт; 7 — клемма (седло); 8 — поршень; 9 —-пружина; 10 — шайба; 11 — корпус насоса; 12 — шайба; 13 — маслопровод; 14 - гильза дозатора; 15 — прокладка; 16 — обратный клапан; 17 — уплотнительное кольцо; 18 — шайба; 19 — гайка; 20 — рычаг управления; 21 — винт; 22 — планка; 23 — регулировочный винт; 24 — контргайка; 25 — электрический провод; 26 — тяга; 27 — уплотнительное кольцо; 28 — шток дозатора; 29 — колпачок; 30 — пружина; 31 — уплотнительное кольцо; 32 — ось; 33 — втулка

  • произвести (при необходимости) регулировку свободного хода рукоятки дросселя карбюратора (см раздел «Карбюратор»);
  • повернуть рукоятку дросселя карбюратора на величину свободного хода и при этом положении рукоятки устранить свободный ход оболочки троса дозатора путем выворачивания винта;
  • закрепить винт контргайкой и установить колпачок со скрепкой.

 

5.1.6. Краткие указания по замене деталей поршневой группы

Цилиндр по внутреннему диаметру гильзы имеет четыре размерные группы, соответственно которым изготовляются поршни. Новые цилиндр и поршень подбираются из одинаковых групп по табл. 3. При замене поршня допускается установка его из следующей группы (большего диаметра). Овально-бочкообразный поршень без колец должен перемещаться в цилиндре под собственным весом, поршень с разрезной юбкой и кольцами — с усилием 3...8 кг.

Таблица 3

Маркировка группы Диаметр, мм
цилиндр поршень
с разрезной юбкой овально-бочкообразный
1 71,99+0,01 71,94-0,01 71,98-0,01
0 72,00+0,01 71,95-0,01 71,99-0,01
00 72,01+0,01 71,96-0,01 72,00-0,01
000 72,02+0,01 71,97-0,01 72,01-0,01

Маркировка группы указана на фланце цилиндра и головке поршня.

Поршень и палец маркируются одинаковой краской (зеленой, белой и черной), которая наносится на торец пальца и бобышку поршня. При ремонте поршневой группы следует руководствоваться табл. 3, 4, 5.

Таблица 4

Номер ремонта Маркировка Диаметр, мм    
    цилиндр поршень поршневые кольца
1-й 1P 72,5+0,02 72,46-0,03 72,5+0,03
2-й 73,0+0,02 72,96-0,03 73,0+0,03

Таблица 5

Номер ремонта Маркировка Диаметр пальца, мм
1-й Красная краска с одной стороны 15,1-0,005
2-й Красная краска с двух сторон 15,2-0,05

При установке ремонтных пальцев отверстия в бобышках поршня довести до размера, обеспечивающего зазор 0...0,005 мм, для верхней головки шатуна — 0,01... 0,03 мм.

При замене поршневых колец необходимо установить кольца в цилиндр и проверить зазор в стыке колец, он должен быть 0,25...0,45 мм, если зазор менее 0,25 мм, стыки колец подпилить.

5.2. Система питания и выпуска

5.2.1. Бензокраник

Бензокраник объединен с отстойником и сетчатыми фильтрами. Рычажок бензокраника имеет три положения (согласно указаниям на корпусе):

  • бензокраник открыт,
  • бензокраник закрыт,
  • использование резерва топлива В резерве 0,75 л бензина примерно на 20 км пути мотоцикла.

Для очистки отстойника закрыть бензокраник, отвернуть отстойник и промыть детали в бензине.

5.2.2. Карбюратор

Схема карбюратора показана на рис. 15.

В процессе эксплуатации мотоцикла необходимо проверять и регулировать работу двигателя при минимальной частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу, послушность двигателя рукоятке управления дросселем.

Регулировка частоты вращения коленчатого пала на холостом ходу имеет большое значение, так как система холостого хода действует как на малых, так и на полных- нагрузках двигателя. Количество топлива, подаваемого системой холостого хода, на режиме полного открытия дросселя составляет 5-10 %, а на режиме частичного открытия дросселя — 10-15 % от общего количества топлива, потребляемого двигателем.

Регулирование частоты вращения коленчатого вала на холостом ходу производить в следующем порядке:

  • до пуска двигателя желательно регулировочным винтом 14 (рис. 15) установить дроссель 9 в такое положение, чтобы между его кромкой и стенкой камеры 6 был зазор 1,5...2,0 мм. Зазор устанавливается при снятом карбюраторе. До установки зазора необходимо убедиться, что дроссель 9 свободно перемещается и под действием пружины 10 полностью перекрывает смесительную камеру 6;
  • завернуть регулировочный винт 18 полностью, а затем вывернуть на пол-оборота-оборот;
  • пустить двигатель, прогреть его и установить минимальные устойчивые обороты винтом 14;
  • медленно выворачивать винт 18, частота вращения коленчатого вала вначале будет возрастать, а затем снижаться. Момент начала снижения частоты вращения коленчатого вала указывает на оптимальное положение регулировочного винта 18 для данного положения дросселя;
  • ввертывая винт 14, снова снизить частоту вращения коленчатого вала и для нового положения дросселя найти указанным выше способом оптимальное положение винта 18.

Если частота вращения коленчатого вала велика, эту операцию повторять до тех пор, пока не будет получена минимальная, устойчивая частота вращения коленчатого вала.

Правильность выбранной регулировки на холостом ходу проверять резким открытием и закрытием дросселя. Если двигатель при резком открытии дросселя глохнет или плохо набирает обороты, смесь нужно слегка обогатить незначительным завертыванием винта 18. Если двигатель глохнет при резком закрытии дросселя, смесь следует обеднить отворачиванием винта.

При эксплуатации мотоцикла в различных дорожных и метеорологических условиях необходимо обогащать или обеднять смесь изменением положения дозирующей иглы 19 в дросселе 9. При опускании иглы смесь обедняется, при поднятии — обогащается. Обеднение смеси производить при эксплуатации мотоцикла на высоте от 2000 м и более над уровнем моря, а также в отдельных случаях по мере износа распылителя 3: При температуре ниже минус 15 °С иглу поднять на одно - два деления.

Правильность выбранной регулировки карбюратора проверять по цвету изолятора и центрального электрода свечей:

  • черный цвет нагара — богатая смесь;
  • светло-желтый, песочный или белесый — бедная смесь;
  • коричневый или кирпичный — нормальная смесь.

При отрицательных температурах после пуска двигателя до его полного прогрева пользуйтесь топливным корректором, который при повороте рычага до 50% от общего хода обеспечивает необходимое обогащение смеси. При дальнейшем повороте рычага топливный корректор работает как пусковое устройство.

Обслуживание карбюратора состоит в периодической очистке и промывке его деталей и каналов от грязи и смолистых отложений. Промыть детали и каналы чистым бензином, а при наличии обильных смолистых отложений — растворителем для нитрокрасок. Промытые детали и каналы продуть струей сжатого воздуха. Не прочищать жиклеры и отверстия карбюратора проволокой и другими металлическими предметами.

При эксплуатации мотоцикла следить за состоянием карбюратора. Обнаружив даже незначительное подтекание топлива, подтянуть крепежные детали. Постоянное подтекание топлива через дренажное отверстие 27 свидетельствует о негерметичности запорной иглы топливного клапана 24, поплавка 25 или повышенном уровне топлива в поплавковой камере. Для устранения подтекания топлива промыть поплавковую камеру, топливоподводящий канал, проверить состояние эластичной шайбы на клапане, герметичность поплавка 25, отрегулировать уровень топлива, подгибая кронштейн крепления запорной иглы 28.

Уровень топлива в поплавковой камере определяется (при снятой крышке) положением плоскости симметрии поплавка на расстоянии 13+-1,5 мм от плоскости установки крышки поплавковой камеры. При этом карбюратор расположить поплавком вверх.

Регулировка свободного хода троса дросселя 13 карбюратора (рис. 15) производится направляющей троса 12 в следующем порядке:

  • сдвинуть резиновый защитный чехол 35 по оболочке троса, отвернуть контргайку направляющей и, заворачивая или отворачивая направляющую, установить свободное перемещение оболочки в пределах 1...2 мм;
  • завернуть контргайку и надеть чехол на направляющую троса;
  • проверить свободный ход троса дозатора насоса;

Схема карбюратора

Рис. 15. Схема карбюратора:

1 — жиклер топливный главной системы; 2 — крышка поплавковой камеры; 3 — распылитель главной системы; 4 — жиклер топливный холостого хода; 5 — воздушный канал главной системы; 6 — смесительная камера; 7 — корпус распылителя главной системы; 8 — корпус карбюратора; 9 — дроссель; 10 — пружина дросселя; 11 — упор-ограничитель подъема дросселя; 12 — направляющая троса; 13 — трос дросселя; 14 — регулировочный винт подъема дросселя; 15 — крышка карбюратора; 16 — балансировочный канал поплавковой камеры; 17 — замок иглы; 18 — винт регулировочный холостого хода; 19 — дотирующая игла; 20 — топливоподводящий штуцер; 21 — отверстие переходное системы холостого хода; 22 — эмульсионный канал системы холостого хода; 23 — воздушный канал системы холостого хода; 24 — запорная игла топливного клапана; 25 — поплавок; 26 — эмульсионный канал пускового устройства; 27 — дренажное отверстие; 28 — кронштейн крепления запорной иглы; 29 — топливный жиклер корректора; 30 — утопитель поплавка; 31 — игла дозирующая пускового устройства; 32 — плунжер пускового устройства; 33 — пружина плунжера; 34 — трос управления корректором: 35 — чехол защитный

 

5.2.3. Воздухофильтр

В зависимости от запыленности дорог, на которых эксплуатируется мотоцикл, периодически менять масло (см. табл. 2) и промывать фильтрующий элемент бензином. Масло заливать в собранный воздухоочиститель через входное отверстие, сняв воздухозабортник (рис. 16). Во избежание перекоса при сборке воздухоочистителя затяжку винтов производить равномерно.

Заливка масла в воздухоочиститель

Рис. 16. Заливка масла в воздухоочиститель

 

5.2.4. Глушитель

На мотоцикле установлен разборный глушитель шума отработавших газов. Для снятия глушителя отвернуть гайки крепления фланца приемной трубы к патрубку цилиндра, отвернуть гайку крепления корпуса к раме. Для удаления нагара с акустической трубы 2 (рис. 17) и крышки отвернуть винты 3 крепления крышки, снять крышку, вынуть акустическую трубу и очистить детали.

При установке глушителя предварительно закрепить глушитель к раме, установить приемную трубу и затянуть все гайки.

Глушитель

Рис. 17. Глушитель:

1 – корпус; 2 – акустическая труба; 3 –винт.

 

5.3. Ходовая часть

5.3.1. Подвеска переднего колеса с дисковым тормозом

На мотоцикле установлена подвеска телескопического типа с пружинно-гидравлическими амортизатором и пневматическим регулированием.

Амортизатор заправлен маслом в количестве согласно табл. 2. Количество масла в амортизаторе существенно влияет на рабочую характеристику амортизатора. При избыточном объеме масла резко возрастает давление в полости стойки, что может привести к выходу из строя сальника.

Конструкция амортизатора предусматривает пневматическое регулирование жесткости в зависимости от дорожных условий и нагрузки. Подкачка воздуха в амортизатор производится насосом, прикладываемым к мотоциклу. Для этого установить мотоцикл на центральную подставку, обеспечив вывешенное состояние переднего колеса, чтобы увеличить рабочий объем амортизатора, снять резиновую крышку и колпачок в верхней части амортизатора и через клапан золотника произвести подкачку. Рекомендуемое максимальное давление в амортизаторе 0,04 МПа (0,4 кгс/см2), следить за тем, чтобы разница давления в амортизаторах не превышала 0,01 МПа (0,1 кгс/см2).

Подвеска переднего колеса с дисковым тормозом

Рис. 18. Подвеска переднего колеса с дисковым тормозом:

1 — мостик верхний; 2 — клапан золотника; 3 — крышка; 4 — кольцо уплотнительное; 5 — кольцо уплотнительное; 6 — гайка; 7 — чашка верхняя; 8 — пружина; 9 — винт; 10 — гайка; 11 — болт; 12 — хомут верхний; 13 — мостик нижний; 14 — цилиндр рабочий; 15 — втулка; 16 — болт; 17 — чехол; 18 — кольцо стопорное; 19 — хомут нижний; 20 — манжета; 21 — пружина; 22 — поршень с поршневым кольцом; 23 — цилиндр резервуара; 24 — наконечник; 25 — шайба уплотнительная; 26 — винт; 27 — держатель оси; 28 — шайба; 29 — гайка; 30 — шпилька; 31 – пружина отбоя; 32 — винт

 

Уход за амортизаторами сводится к контролю за наличием масла в стойках и поддерживанию давления воздуха.

Перед разборкой амортизаторов удалить воздух из верхней полости амортизатора нажатием на клапан золотника; снять колесо и щиток (см. раздел «Снятие переднего колеса»), ослабить стяжные болты в нижнем и верхнем мостиках и хомуты крепления резиновых чехлов 17 к нижнему мостику через деревянную прокладку легкими ударами молотка по гайке 6 выбить цилиндр 14 из мостиков, вывернуть гайку 6 из цилиндра, слить масло. Промыть амортизатор чистым бензином. Залить масло.

Дальнейшую разборку амортизатора проводить в следующем порядке:

снять резиновые чехлы, ослабив хомуты крепления их к цилиндрам резервуара, и вынуть обе пружины 8. Вставить стальную полосу размерами 450X17X2,5 мм в шлиц на торце поршня 22 или пруток длиной 450 мм диаметром 18 мм с конусом 10-150 и длиной 10 мм на конце в отверстие поршня и, удерживая его, вывернуть винт 26. Вынуть цилиндр 14 из цилиндра резервуара 23, промыть детали. Винт 26 устанавливать с применением герметика «Анатерм» или другого маслостойкого герметика, удерживая поршень от проворота.

Сборку выполнять в обратной последовательности, залить масло.

При замене масла без разборки амортизаторов, масло сливать через отверстие в нижней части, закрытое винтом 32.

5.3.2. Подвеска переднего колеса с двухкулачковым тормозом

Разбирать телескопическую вилку в следующем порядке: снять колесо и щиток, наполовину длины резьбы отвернуть пробку 3 и корпус сальника 13, ослабить стяжные болты в нижнем и верхнем мостиках. Через деревянную прокладку легкими ударами молотка по пробке 3 выбить несущую трубку 12 из верхнего мостика 4, вывернуть пробку 3 из несущей трубы 12 и со штока 16, вынуть перо вилки, слить масло, вывернуть болт 23, достать амортизатор вместе с пружиной, отвернуть корпус 13 сальника и снять скользящую трубу 21. Промыть детали.

Подвеска переднего колеса с двухкулачковым тормозом

Рис. 19. Подвеска переднего колеса с двухкулачковым тормозом:

l — рукоятка демпфера; 2 — пружина; 3 — пробка: 4 — мостик верхний; 5 — валик рулевой колонки; 6 — шарикоподшипник; 7 — мостик нижний; 8 — рама мотоцикла; 9 — диск демпфера; 10 — шплинт; 11 — кожух; 12 — труба несущая; 13 — корпус сальника; 14 — сальник; 15 — втулка скользящей трубы; 16 — шток; 17 — пружина; 18 — наконечник гидравлического амортизатора; 19 — клапан штока; 20 — поршень несущей трубы; 21 — труба скользящая: 22 — стойка гидравлического амортизатора; 23 – болт

 

Сборку производить в обратной последовательности, обратив внимание на то, чтобы штифт на стойке 22 совместился с фиксирующим отверстием в наконечнике скользящей трубы вилки, после этого завернуть болт 23 до отказа.

При сборке в каждое перо вилки через резьбовое отверстие под пробку 3 залить 0,175 л масла (см. табл. 2).

В стойке амортизатора имеется пружина отбоя, которая в сочетании с гидравлической системой улучшает характеристику подвески.

5.3.3. Рулевая колонка

Для устранения осевого зазора рулевой колонки ослабить стяжные болты в верхнем мостике, снять рукоятку демпфера, отогнуть стопорную шайбу, ослабить гайку верхнего мостика, завернуть регулировочную гайку до упора, затем ослабить ее на 1/8...1/6 оборота, завернуть гайку верхнего мостика и подогнуть стопорную шайбу.

Для подшипников рулевой колонки применяется смазка (см. табл. 2).

5.3.4. Подвеска заднего колеса

Подвеска заднего колеса состоит из маятниковой вилки и двух пружинно-гидравлических амортизаторов. Ось маятниковой вилки установлена в подшипниках качения. Обслуживание маятниковой вилки заключается в проверке наличия смазки в подшипниках и возобновлении ее при необходимости. Смазка по табл. 2.

Амортизатор подвески заднего колеса (рис. 20) имеет регулировку поджатия пружины на три положения в зависимости от нагрузки на заднее колесо. При увеличении нагрузки повернуть ключом регулятор по часовой стрелке. Для замены масла снять амортизатор, отжать пружину 6 подвески до выхода опорных полуколец 1, снять пружину 6, стакан 2, отвернуть корпус сальника 3, вынуть шток 4 и цилиндр 8 и слить масло. Промыть детали. Сборку производить в обратной последовательности. При сборке залить 0,075 л масла (см. табл. 2).

Амортизатор имеет пружину отбоя, которая в сочетании с гидравлической системой улучшает характеристику подвески.

Амортизатор подвески заднего колеса

Рис. 20. Амортизатор подвески заднего колеса:

1 — опорное полукольцо; 2 — стакан; 3 — корпус сальника; 4 — шток; 5 — пружина отбоя; 6 — пружина; 7 — регулятор; 8 — цилиндр

 

5.3.5. Седло со щитком

Для снятия седла нажать на толкатель 1 (рис. 21) зацепа 2, приподнять переднюю часть седла и, подавая седло вперед, снять его с рамы, отсоединить провода.

Снятие седла

Рис. 21. Снятие седла:

1 – толкатель; 2 – зацеп

 

5.3.6. Колеса

В зависимости от комплектации на мотоцикле могут быть установлены переднее и заднее колеса цельнолитые с шинами разного размера и спицованные с шинами одного размера, как взаимозаменяемые, так и невзаимозаменяемые.

Снятие переднего колеса.

Для снятия переднего колеса с дисковым тормозом (рис. 22) ослабить гайки шпилек крепления оси в правой стойке амортизатора, расшплинтовать и отвернуть гайку (резьба левая) крепления оси колеса; вывернуть винты крепления кожуха дискового тормоза; поднять вверх по гибкому валу кожух; отвернуть болт крепления гибкого вала, вынуть гибкий вал из привода, снять кожух с гибкого вала, вынуть ось 5, вывести колесо из амортизаторов подвески и скобы тормоза движением вниз и вперед.

 ВНИМАНИЕ. После снятия колеса не нажимать на рычаг ручного тормоза, так как может произойти утечка тормозной жидкости и соприкосновение тормозных колодок, потребуется прокачка тормозной системы.

 

Снятие переднего колеса с дисковым тормозом

Рис. 22. Снятие переднего колеса с дисковым тормозом:

1 — шплинт; 2 — гайки; 3 — шайба; 4 — держатель оси; 5 — ось

 

В колесе установлены подшипники с одной защитной шайбой (полузакрытые). Для смазки подшипника вынуть втулку с напрессованным фланцем и сальником, при необходимости выпрессовать подшипник, промыть его и смазать (см. табл. 2).

Установку колеса проводить и обратной последовательности.

Снятие заднего колеса.

Для снятия заднего колеса снять седло, отвернуть гайку 2 (рис. 29) крепления оси (резьба левая), вынуть ось и распорную втулку, снять колесо со шлицев ступицы и с тормозных колодок, подавая его влево, вперед и вверх. При сборке распорную втулку установить малым диаметром к ступице колеса.

Для смазки подшипников отвернуть корпус сальника, снять декоративную крышку, выпрессовать левый подшипник через отверстие правого подшипника, вынуть распорную втулку и стопорное кольцо, выпрессовать правый подшипник, промыть и смазать детали. Обязательно заполнить смазкой полость между подшипником и фиксирующей шайбой. Подшипник запрессовать защитной шайбой наружу.

Установку колеса производить в обратной последовательности.

Снятие переднего колеса с двухкулачковым тормозом барабанного типа.

Для снятия переднего колеса отсоединить трос привода тормоза переднего колеса от рычага тормоза на руле, предварительно отжав рычаг 1 (рис. 23) в сторону, указанную стрелкой, отвернуть болт 3 и вынуть гибкий вал, ослабить стяжной болт крепления оси в наконечнике левой скользящей трубы, вывернуть ось (резьба левая) и вывести колесо из перьев вилки.

Для смазки подшипников отвернуть корпус сальника, снять декоративную крышку, выпрессовать левый подшипник через отверстие правого подшипника, вынуть распорную втулку и стопорное кольцо, выпрессовать правый подшипник, промыть и смазать детали (обязательно заполнить смазкой полость между подшипником и фиксирующей шайбой). Подшипник запрессовать защитной шайбой наружу.

Снятие переднего колеса с двухкулачковым тормозом

Рис. 23. Снятие переднего колеса с двухкулачковым тормозом:

1 — рычаги; 2 — тяга; 3 — болт; 4 — флажок; 5 — винт регулировочный

 

Установку колеса проводить в обратной последовательности.

Подтяжка спиц колеса.

Регулировка натяжения спиц

Рис. 24. Регулировка натяжения спиц

 

При эксплуатации мотоцикла со спицованными колесами следить за натяжением спиц, в случае ослаблена равномерно подтянуть их по всей окружности обода Для предотвращения провертывания спицы при ее подтяжке зажать спицу приспособлением (рис. 24) для выжима оси звена цепи, под винт которого установить специальную опору из комплекта инструмента. Незначительную подтяжку спиц производить без снятия шины с обода. В случае замены или значительной подтяжки спиц, во избежание прокола камеры, снять шину и спи лить выступающий из ниппеля конец спицы.

5.3.7. Тормоза

Тормозная система мотоцикла состоит из механизмов, установленных на каждом колесе, и двух независимых приводов управления ими.

На переднем колесе мотоцикла может быть установлен дисковый тормоз с гидравлическим приводом или двухкулачковый тормоз барабанного типа.

Ножной механический привод служит для торможения заднего колеса мотоцикла.

Обслуживание дискового тормоза переднего колеса.

Ручной тормоз переднего колеса с гидравлическим приводом регулировки не требует.

Осмотр тормозных колодок производится без снятия колеса, через овальное окно скобы с резиновой крышкой. Колодки подлежат замене при износе фрикционных накладок до толщины 1 мм. Для замены тормозных колодок отвернуть контргайку болта крепления корпуса скобы тормоза, вывернуть болт из направляющей колодок, повернуть против часовой стрелки на направляющем пальце корпус скобы тормоза, освобождая этим доступ к тормозным колодкам. Снять изношенные колодки с направляющей колодок и установить новые. Обратить внимание на правильность закрепления колодок двумя пружинными защелками. На подвижной тормозной колодке закрепить противоскрипную пластину, направление стрелки на пластине должно совпадать с направлением вращения колеса.

Привод гидравлического тормоза

Рис. 25. Привод гидравлического тормоза:

1 — включатель «стоп»; 2 — чехол; 3 — шланг; 4 — болт; 5 — крышка; 6 — винт; 7 — ось; 8 — корпус; 9 — рычаг; 10 — контргайка; 11 — винт регулировочный

 

Сборку тормоза проводить в следующем порядке: сдвинуть поршень внутрь корпуса скобы, повернуть корпус в исходное положение на направляющем пальце, закрепить корпус с направляющей колодок болтом с контргайкой.

В случае снятия тормозного диска, необходимо сделать метку на диске и ступице колеса. Установку производить по меткам.

Замена тормозной жидкости в гидравлическом приводе тормоза переднего колеса.

Для заправки гидравлического привода переднего колеса применяется тормозная жидкость (табл. 2). Для замены жидкости:

  • вывернуть винты 6, снять крышку 5 (рис. 25) главного тормозного цилиндра и диафрагму;
  • снять колпачок с клапана выпуска воздуха 1 (рис. 26), на головку клапана надеть резиновую трубку, второй конец которой опустить в сливную емкость и отвернуть клапан на 1...1,5 оборота;
  • нажимая на рычаг 9 (рис. 25) тормоза переднего колеса, сливать жидкость из системы, доливая в главный тормозной цилиндр свежую тормозную жидкость до тех пор, пока во всей системе не произойдет замена жидкости, следить, чтобы жидкость полностью из главного тормозного цилиндра не удалялась;
  • когда из резиновой трубки будет вытекать свежая жидкость, прекратить удаление жидкости, затянув клапан выпуска воздуха.

Замена тормозной жидкости

Рис 26. Замена тормозной жидкости:

1 — клапан выпуска воздуха

 

В случае попадания воздуха в гидросистему и для контроля тормозной системы после замены тормозной жидкости, необходимо провести прокачку (удаление воздуха). Для этого:

  • погрузить конец резиновой трубки, надетой на клапан выпуска воздуха, в емкость, наполненную тормозной жидкостью;
  • нажать резко 3...4 раза на рычаг 9 (рис. 25) тормоза переднего колеса и, удерживая рычаг тормоза нажатым, отвернуть на 1...2 с клапан выпуска воздуха на 1/4 оборота, чтобы из тормозной системы вышел воздух (пузырьки в емкости). Эту операцию повторять до полного удаления воздуха из гидросистемы;
  • удерживая рычаг тормоза нажатым, завернуть до отказа клапан выпуска воздуха и надеть колпачок;
  • заполнить тормозной жидкостью главный тормозной цилиндр на уровень до 2/3 высоты смотрового окна;
  • установить диафрагму, крышку, завернуть винты;
  • при затруднении прокачки тормозной системы проверить надежность соединений в шлангах и при необходимости подтянуть места соединений.

Регулировка тормоза заднего колеса.

Установить рычаг тормоза заднего колеса 3 (рис. 9) гак, чтобы в крайнем верхнем положении он опирался на валик 4 подножки водителя, и регулировочным винтом (рис. 27), расположенным в кожухе звездочки, обеспечить свободный ход педали рычага тормоза вниз на 5...15 мм.

Регулировка тормоза заднего колеса

Рис. 27. Регулировка тормоза заднего колеса

 

Регулировка двухкулачкового тормоза барабанного типа.

Регулировку производить в следующем порядке:

  • расшплинтовать и вынуть палец из соединения тяги с левым коротким рычагом. С помощью винта регулировочного 5 (рис. 23), при вывертывании которого зазор между колодками и тормозным барабаном уменьшается, отрегулировать натяжение троса тормоза так, чтобы при вращении колеса нижняя колодка касалась о тормозной барабан, после этого завернуть регулировочный винт на 1/2 оборота;
  • поворотом левого рычага по часовой стрелке подвести верхнюю колодку до касания с тормозным барабаном колеса и отрегулировать тягу 2 так, чтобы зазор между колодкой и тормозным барабаном был наименьшим и обеспечивал вращение колеса без касания о колодку. При несовпадении отверстий отрегулировать длину тяги, ослабив контргайку. Вставить палец в отверстие левого рычага и тяги и зашплинтовать;
  • установить свободный ход 10...20 мм на конце рычага тормоза переднего колеса. Не допускается касание тормозных колодок о барабан. Степень износа тормозных колодок определяется положением флажка 4 (рис. 23). Предельно допустимый износ соответствует совпадению флажка с меткой «1» на крышке тормозного барабана при выжатом рычаге ручного тормоза. При сборке флажок установить на метку «0» (рычаг тормоза не соединен с тросом). После регулировки тормоза флажок займет положение между метками «0» и «1».

Для улучшения работы привода тормоза переднего колеса в весенне-осенний период рекомендуем канат троса переднего тормоза смазывать маслом моторным автомобильным или тормозной жидкостью, а регулировочные винты располагать пазом вниз. Смазка производится окунанием каната в емкость с маслом и последующими перемещениями оболочки (5-10 раз) по канату.

5.3.8. Цепь привода заднего колеса

Установка защелки замка цепи, контроль натяжения цепи

Рис. 28. Установка защелки замка цепи, контроль натяжения цепи

 

Для нанесения смазки на цепь разъединить замок, снять цепь, промыть и нанести смазку (см. табл. 2) или снять правую крышку картера и, поворачивая заднее колесо, нанести на цепь смазку. При сборке цепи звенья соединить замком, защелку установить разрезом в сторону, противоположную движению цепи (рис. 28).

Натяжение цепи проверять нажатием на нижний резиновый чехол цепи вверх и вниз на середине чехла (рис. 28). При перемещении цепи более 30 мм подтянуть ее, изменяя положение оси заднего колеса гайкой 3 (рис. 29). Отрегулировав цепь, завернуть гайки полуоси, оси и растяжек. В случае большой вытяжки цепи укоротить ее на два звена, используя соединительное звено и инструмент из комплекта. При регулировке цепи следить, чтобы колеса находились в одной плоскости. Регулировку установки колес в одной плоскости производить по рискам на маятниковой вилке и выступам растяжек цепи. После регулировки натяжения цепи обязательно произвести регулировку тормоза заднего колеса.

Регулировка натяжения цепи

Рис. 29. Регулировка натяжения цепи:

1, 2, 3 — гайки; 4 — контргайка

 

5.3.9. Редуктор спидометра

Обслуживание редуктора спидометра заключается в смазке шестерен. Для этого снять кожух дискового тормоза, отвернуть болт, вынуть гибкий вал, втулку шестерню. Промыть и смазать детали. Сборку производить в обратной последовательности.

5.4. Электрооборудование

Схема электрическая дана на в приложении 7. Электрооборудование мотоцикла включает:

  • источники электроэнергии — батарею аккумуляторную и генератор;
  • прибор регулирования — выпрямитель-регулятор напряжения;
  • приборы зажигания — катушку зажигания, датчик, коммутатор и свечу зажигания;
  • приборы освещения и сигнализации — фару, задний фонарь, фонари указателей поворота, звуковой сиг пал (для мотоцикла с боковым прицепом дополнительно передний габаритный фонарь и задний фонарь);
  • приборы управления и контроля — выключатель зажигания, контрольные лампы, прерыватель указателей поворота, переключатель режима освещения, выключатель звукового сигнала, переключатель указателей поворота, переключатель режима освещения, включатель сигнализации дальним светом, аварийный выключатель двигателя, выключатель стоп-сигнала тормозов переднего и заднего колес.

5.4.1. Генератор

Генератор (рис. 30) переменного тока однофазный с возбуждением от постоянных магнитов.

Ротор генератора установлен на конусе правой полуоси коленчатого вала двигателя, статор — в крышке генератора или на основании, закрепленном в картере двигателя. Статор имеет две отдельные обмотки: зарядную и силовую. Зарядная обмотка подключена непосредственно к коммутатору и служит для питания системы зажигания двигателя, силовая обмотка через выпрямитель-регулятор обеспечивает питание приборов освещения, сигнализация и зарядку батареи аккумуляторной.

Генератор и датчик зажигания

Рис. 30. Генератор и датчик зажигания:

1 — ротор; 2 — статор; 3 — датчик зажигания

 

Питание системы зажигания осуществляется переменным током, остальных потребителей—через выпрямитель-регулятор напряжения постоянным током.

Генератор не имеет скользящих контактов и трущихся деталей, его обслуживание сводится к наблюдению за состоянием электрической изоляции, соединений проводов и надежностью крепления ротора и статора.

Исправность генераторной установки (генератор-выпрямитель — регулятор напряжения) проверяется с помощью вольтметра постоянного тока с ценой деления шкалы 0,1 В. Вольтметр подключается к клемме «+» выпрямителя-регулятора напряжения и «массе». На средних оборотах двигателя при подключенной батарее аккумуляторной и включенном дальнем свете фары напряжение должно быть 13,7...14,7 В. Отклонение напряжения от указанных значений свидетельствует о неисправности выпрямителя-регулятора напряжения или генератора.

Снятие генератора с двигателя производить в следующем порядке:

  • отсоединить провода генератора и датчика зажигания от выпрямителя-регулятора напряжения, коммутатора, главного жгута;
  • снять крышку генератора со статором, вывернуть четыре винта крепления статора и винт скобы крепления проводов к крышке генератора, отсоединить статор от крышки генератора;
  • вывернуть болт крепления ротора, используя как съемник винт из приспособления для выжима оси звена цепи (ввернуть его в вал ротора), снять ротор.

Если статор установлен на основании, закрепленном в картере, отвернуть четыре винта крепления статора к основанию, снять статор со жгутом.

Установку генератора производить в обратной последовательности.

5.4.2. Аккумуляторная батарея

Аккумуляторная батарея является источником питания при неработающем двигателе. Клемма «-» батареи соединяется с «массой» мотоцикла. Обратное подключение клемм недопустимо, так как приводит к выходу из строя электронных приборов, других узлов электрооборудования и самой батареи.

Приведение в действие, эксплуатация и обслуживание батареи описаны в прикладываемой инструкции по эксплуатации батареи аккумуляторной.

Параллельно аккумуляторной батарее подключен конденсатор емкостью 2200 мкф, предназначенный для сглаживания пульсаций выпрямленного напряжения и обеспечения нормальной работы потребителей электроэнергии мотоцикла при выходе из строя аккумуляторной батареи или ее отсутствии.

5.4.3. Выпрямитель-регулятор напряжения

Выпрямитель-регулятор напряжения (рис. 31) или регулятор напряжения предназначен для выпрямления переменного тока генератора, поддержания напряжения генератора, в заданных пределах и обеспечения надежной работы всей системы электрооборудования, подключение которых в систему различно (см. схему электрическую в приложении 7).

Схема выпрямителя-регулятора напряжения БПВ 21-15

Рис. 31. Схема выпрямителя-регулятора напряжения БПВ 21-15

 

Во избежание нарушения теплового режима работы выпрямителя-регулятора периодически (не реже одного раза в шесть месяцев) необходимо очищать его щеткой от пыли и других загрязнений. Не допускается чистить металлическими предметами и нарушать заводскую пломбу в период гарантийного пробега мотоцикла.

5.4.4. Установка зажигания

Начальный угол опережения зажигания определен взаимным расположением датчика зажигания и ротора генератора, в процессе эксплуатации регулировке не подлежит. При работе двигателя система зажигания автоматически изменяет угол опережения зажигания в зависимости от оборотов коленчатого вала.

5.4.5. Коммутатор электронный

Коммутатор электронный, предназначен для накопления энергии, выдаваемой генератором, и передачи ее на катушку зажигания.

Коммутатор выполнен в пластмассовом герметично закрытом корпусе, что исключает попадание влаги. Ухода не требует, ремонту не подлежит.

5.4.6. Датчик зажигания

Датчик зажигания (рис. 30) предназначен для создания управляющего импульса для коммутатора зажигания. В процессе эксплуатации ухода не требует и ремонту не подлежит.

5.4.7. Катушка зажигания

Катушка зажигания (рис. 32) предназначена для преобразования энергии, накопленной в коммутаторе, в высоковольтный импульс, подаваемый на свечу зажигания. В процессе эксплуатации необходимо очищать катушку от пыли и других загрязнений.

Ремонту не подлежит.

Катушка зажигания

Рис. 32. Катушка зажигания

5.4.8. Свеча зажигания

Через 2500-3500 км проверять состояние свечи, при образовании нагара и замасливании промыть свечу в чистом бензине и просушить.

Зазор между электродами свечи проверить щупом. При регулировке зазора осторожно подогнуть боковой электрод. Свечу в гнездо устанавливать с уплотнительным кольцом.

5.4.9. Наконечник свечной

Наконечник свечной (рис. 33) соединяет свечу зажигания с высоковольтным проводом катушки зажигания и обеспечивает снижение радиопомех до допустимых норм. В процессе эксплуатации рекомендуется периодически проверять надежность крепления проводов в наконечнике и в катушке зажигания, продувать наконечник с целью удаления пыли между экраном и корпусом, протирать наконечник внутри. Провод должен быть ввернут в наконечник до упора.

Наконечник свечной

Рис. 33. Наконечник свечной:

1 — корпус; 2 — резистор; 3 — провод; 4 — экран

5.4.10. Фара

Фара имеет две лампы: главного света с двумя нитями (ближнего и дальнего света) и стояночного света. Для лучшего использования световых качеств и уменьшения слепящего действия фару необходимо отрегулировать. Перед регулировкой мотоцикл установить на горизонтальной площадке перпендикулярно к Экрану на расстоянии 10 м. Нагрузка на мотоцикл при регулировке — водитель. Регулировку производить при включенном ближнем свете в соответствии с разметкой экрана (рис. 34), при этом продольная вертикальная плоскость симметрии мотоцикла должна пересекаться с экраном по линии АВ.

Регулировка фары

Рис. 34. Регулировка фары

5.4.11. Выключатели стоп-сигнала тормозов

Выключатели стоп-сигнала тормозов переднего и заднего колес служат для включения светового сигнала при торможении мотоцикла. Регулировку момента включения сигнала в случае изменения положения рычага тормоза заднего колеса производить путем перемещения выключателя 1 (рис. 35) при ослабленном его креплении. Лампа стоп-сигнала должна загораться до начала торможения колеса.

Выключатель стоп-сигнала тормоза переднего колеса установлен в кронштейне рычага тормоза переднего колеса и регулировки не требует.

Регулировка выключателя стоп-сигнала

Рис. 35. Регулировка выключателя стоп-сигнала:

1 — выключатель стоп-сигнала; 2 — винт; 3 — гайка; 4 — пружина; 5 — тяга

5.4.12. Звуковой сигнал

Звуковой сигнал ухода не требует. Регулировку силы звучания можно производить регулировочным винтом, расположенным на корпусе.

5.4.13. Плавкий предохранитель

Плавкий предохранитель состоит из корпуса 1 (рис. 36), крышки 3 и плавкой вставки 2 на 10 А.

Предохранитель присоединен к клемме «+» выпрямителя-регулятора напряжения.

При сгорании плавкой вставки устранить причину, вызвавшую сгорание, и заменить ее, разъединив корпус с крышкой.

Следить за состоянием контактных соединении предохранителя, очищая их от загрязнения.

Плавкий предохранитель

Рис. 36. Плавкий предохранитель:

1 — корпус; 2 — плавкая вставка; 3 — крышка

5.4.14. Прерыватель указателей поворотов

Прерыватель указателей поворотов ИЖРП-4 (рис. 37) предназначен для прерывания цепи питания сигнальных ламп указателей поворотов и контроля исправности этих ламп.

Прерыватель указателей поворотов расположив на раме под бензобаком. Он имеет защиту от коротких замыканий в цепи сигнальных ламп и ухода не требует. Ремонту не подлежит.

Электрическая принципиальная схема прерывателя указателей поворотов ИЖ РП.4

Рис. 37. Электрическая принципиальная схема прерывателя указателей поворотов ИЖ РП.4:

«+» — положительный вывод; «-» — отрицательный вывод («масса»); Н — вывод нагрузки

5.5. Виды и периодичность технического обслуживания

Техническое обслуживание включает моечные, заправочные, смазочные, контрольные, крепежные, регулировочные и другие виды работ. По периодичности и трудоемкости выполняемые работы подразделяются на ежедневное обслуживание (ЕО), первое техническое обслуживание (ТО-1), второе техническое обслуживание (ТО-2).

Ежедневное обслуживание производить перед каждым выездом.

Периодичность ТО-1 и ТО-2 устанавливается по пробегу в зависимости от условий эксплуатации (см. табл. 6, 7), но не реже двух раз в год для ТО-1 и одного раза в год для ТО-2.

Схема смазки мотоцикла показана на рис. 38.

Таблица 6

Характеристика условий эксплуатации Периодичность технического обслуживания, км
ТО-1 ТО-2
Городские и загородные дороги преимущественно с асфальтовым и другим усовершенствованным твердым покрытием. 3000…3500 6000...7000
Загородные дороги со щебеночным, гравийным и другим покрытием, находящиеся в удовлетворительном состоянии. 2500...3000 5000....6000
Грунтовые, горные или неисправные дороги со щебеночным, гравийным, булыжным или другим; покрытием. 3000...4000 1500....2000

5.5.1. Порядок технического обслуживания

Таблица 7

Виды технического обслуживания Виды выполняемых работ
ЕО 1. Проводить наружный осмотр мотоцикла, заправку топливом.

2. Проверять работу механизмов и приборов согласно требованиям правил дорожного движения.

3. Осматривать состояние шин и проверять давление в них (через каждые 7... 10 дней эксплуатации или стоянки).

4. Контролировать уровень тормозной жидкости в резервуаре цилиндра гидропривода тормоза переднего колеса.

Примечания. После пробега мотоциклом первых 400... 600 км выполнить следующие операции:

1. Провести затяжку резьбовых соединений.

2. Заменить масло в коробке передач.

3. Проверить и установить зазор в подшипниках рулевой колонки.

4. Проверить натяжение спиц колес, при необходимости провести подтяжку.

5. Проверить состояние и действие тормозов.

6. Проверить затяжку винтов крепления маслонасоса, штуцеров крепления маслопровода. Перед снятием крышки емкости необходимо вывернуть болт сливного отверстия, слить масло. Не допускать загрязнения масляной емкости.

ТО-1 1. Проверить затяжку резьбовых соединений.

2. Нанести смазку Литол-24 или ЦИАТИМ-201 на:

  • шарнир рычага муфты сцепления на руле;
  • шарнир рычага тормоза переднего колеса;
  • втулку рычага тормоза заднего колеса.

3. Проверить состояние и действие тормозов, отрегулировать их. Для гидропривода произвести прокачку системы, при необходимости проверить состояние тормозных накладок. При износе фрикционного слоя до 1 мм — заменить.

4. Проверить и отрегулировать натяжение цепи передачи на заднее колесо, заложить смазку в защитные чехлы.

5. Заменить масло в коробке передач (в дальнейшем данную операцию проводить по четным ТО-2).

6. Промыть сальники гидравлических амортизаторов передней вилки.

7. Проверить состояние свечи, отрегулировать зазоры между электродами свечи, протереть сухой ветошью катушку зажигания и внутреннюю полость наконечника свечного.

8. Проверить затяжку винтов крепления маслонасоса, сняв крышку масляной емкости, штуцеров крепления маслопровода.

ТО-2 Прежде чем приступить к выполнению ТО-2, произвести работы, предусмотренные в ТО-1, и дополнительно:

1. Удалить нагар из выхлопных каналов цилиндра, в головке цилиндра, с днища и из канавок поршня.

2. Нанести смазку Литол-24 или ЦИАТИМ-201 на:

  • шестерни редуктора спидометра;
  • оси и кулачки тормозных колодок;
  • канатики и ролики тросов;
  • подшипники колес и подшипник звездочки заднего колеса.

3. Проверить натяжение спиц, произвести подтяжку.

4. Промыть бензокраник, карбюратор, продуть воздухом каналы и жиклеры карбюратора.

5. Проверить крепление ротора, статора и состояние электрических соединений.

6. Заменить жидкость в гидравлических амортизаторах передней вилки, подвесках заднего колеса (по четным ТО-2).

7. Промыть бензином фильтр горловины масляной емкости.

8. Промыть бензином внутреннюю полость масляной емкости (по четным ТО-2).

9. Промыть воздухоочиститель и залить в него масло.

10. Проводить чистку акустического фильтра глушителя (по четным ТО-2).

11. Разобрать фонари указателей поворотов, протереть лампы и рассеиватели, зачистить контакты.

Примечания. 1. Уход за аккумуляторной батареей производить согласно прилагаемой инструкции завода-изготовителя.

2. Операцию очистки внутренней полости фонарей указателей поворота дополнительно проводить по мере их загрязнения.

Схема смазки мотоцикла

5.6. Возможные неисправности мотоцикла

Таблица 8

Признаки неисправности Возможная причина неисправности Определение неисправности Метод устранения
Двигатель
Двигатель не заводится Не подается топливо в карбюратор При нажатии на утолитель поплавка карбюратора топливо не вытекает из поплавковой камеры Разобрать и прочистить систему питания
Увеличилось количество конденсата топлива в кривошипной камере, свеча зажигания забрасывается топливом Определяется визуально. У вывернутой свечи зажигания изолятор влажный Закрыть бензокраник, прочистить свечу, продуть цилиндр, используя декомпрессор
Неисправна система зажигания См. табл. 9  
Двигатель не заводится или заводится с трудом, работает с перебоями Пропускает клапан поплавковой камеры карбюратора (загрязнен или нарушен) Топливо вытекает из карбюратора, двигатель сильно дымит, не развивает обороты Прочистить клапан поплавковой камеры карбюратора или заменить манжету клапана
Неисправна система зажигания См. табл. 9  
Повреждена прокладка между цилиндром и картером Выделяются газы или появился конденсат под цилиндром Снять цилиндр и заменить прокладку
Износились сальники коленчатого вала Определяется визуально Сальники заменить
Повреждены прокладки всасывающего патрубка или ослабло крепление Определяется визуально Прокладки заменить или подтянуть гайки
Ослабло крепление корпуса правого сальника к картеру На генераторе появились следы топлива. Двигатель произвольно увеличивает обороты Снять генератор, закрепить винты корпуса сальника
Двигатель заводится, но быстро глохнет после начала движения Засорилось отверстие в крышке бензобака При снятой крышке двигатель работает Прочистить отверстие в крышке
Упала игла карбюратора в смесительной камере Определяется визуально Установить иглу на место и закрепить защелкой
Двигатель неустойчиво работает под нагрузкой, не развивает мощности Засорились жиклеры Определяется визуально Карбюратор разобрать и продуть жиклеры
Слишком богатая смесь Проверить уровень топлива в карбюраторе, негерметичность клапана поплавковой камеры Отрегулировать уровень топлива в карбюраторе.
Прочистить клапан поплавковой камеры карбюратора или заменить манжету клапана
Засорился фильтрующий элемент воздухоочистителя Определяется визуально Промыть фильтрующий элемент в бензине
В выпускной системе, включая каналы цилиндра, накопился нагар Определяется визуально Удалить нагар из выхлопной трубы, с акустического фильтра глушителя и каналов цилиндра
Нарушено крепление перегородки (отрыв от корпуса) Проверить расстояние от заднего торца корпуса до первой перегородки. Расстояние должно быть 180...182 мм Заменить глушитель
Проверить работу двигателя с глушителем, качество которого проверено в работе
Муфта сцепления и пусковой механизм
Проскакивает рычаг пускового механизма в зимнее время Увеличенная вязкость масла в коробке передач   Применить «зимние» сорта масел
Залить в коробку передач 0,1...0,15 л бензина
Сцепление пробуксовывает Нажимной диск при нажатии на рычаг отходит с перекосом Неравномерно затянуты фасонные гайки муфты сцепления Отрегулировать равномерность отхода диска фасонными гайками
Не отрегулирован привод управления муфты сцепления Отсутствует свободный ход рычага сцепления Отрегулировать привод сцепления
Сцепление полностью не выключается, «ведет» Увеличился свободный ход рычага сцепления Ослабли винты крепления правой крышки картера Проверить и закрепить правую крышку, отрегулировать привод сцепления
Система смазки двигателя
Не светится сигнальная лампа МАСЛО в щитке приборов при включенном зажигании и неработающем двигателе Перегорела лампа 1. При замыкании гнезда провода клапана-датчика на «массу» лампа не горит Заменить лампу
2. Вскрыть щиток приборов и проверить годность лампы Зачистить контакты
Поврежден электрический провод клапана-датчика При замыкании провода клапана-датчика на «массу» исправная лампа не горит Устранить повреждение провода
Отсутствует контакт в клапане-датчике Снять крышку маслонасоса. Осмотром контактов и нажатием на поршень клапана-датчика проверить чистоту контактов и подвижность поршня Промыть, при необходимости, контакты и поршень
Светится сигнальная лампа МАСЛО при работающем двигателе Замыкает на «массу» провод клапана-датчика Определяется осмотром провода и его соединений Устранить замыкание провода
Маслонасос не работает из-за дефекта привода Снять левую крышку картера, проверить муфту и хвостовик вала маслонасоса Заменить муфту или маслонасос в случае дефекта хвостовика вала
Образование пузырьков воздуха в прозрачном маслопроводе патрубка двигателя

 

Неплотность соединений в системе маслопровода от насоса к патрубку двигателя

 

Определяется визуально при снятии крышки масляной емкости Устранить неплотности
Отсутствует масло в прозрачном маслопроводе патрубка двигателя после длительной стоянки Утечка масла через неплотности соединений маслонасоса и маслопроводов или поврежден маслопровод Определяется визуально Устранить неплотности соединений или повреждения маслопроводов
Вилка телескопическая
Стучит в вилке Ниже нормы количество масла в гидравлических амортизаторах или недостаточная вязкость масла Определяется визуально Долить масло. Заменить масло применительно к условиям эксплуатации
Течет масло из перьев вилки Ослабло крепление корпуса сальника или попала грязь на сальник Определяется визуально Закрепить корпус сальника или промыть сальник
Не регулируется затяжка демпфера Западает тормозной диск за торец валика рулевой колонки Демпфер не регулирует торможение поворота руля Нижний диск демпфера отцентрировать на валике рулевой колонки, после чего завернуть рукоятку демпфера
Генератор и выпрямитель-регулятор напряжения
При работающем двигателе:      
потребители электроэнергии полностью не работают Перегорел предохранитель Определяется визуально Заменить предохранитель
Нарушена электрическая цепь На холостых оборотах двигателя проверить напряжение на клеммах «+» и «-» БПВ: - напряжение должно быть 13,2...15 В Устранить нарушение электрической цепи
Неисправен генератор или БПВ напряжения нет Заменить генератор или БПВ
лампы горят в полнакала, фонари-указатели поворота не работают Нет контакта между БПВ, аккумуляторной батареей и конденсатором Определяется визуально Устранить нарушение электрической цепи
Не горит лампа фонаря-указателя поворота, а вторая мигает с удвоенной частотой Перегорела лампа или окислились контакты Определяется визуально Заменить лампу или зачистить контакты
Не горят лампы фонарей-указателей поворота Отсутствует «масса» на реле-прерывателе поворота Определяется визуально Восстановить соединение
Обрыв проводов Определяется визуально Восстановить соединение
Отказ реле-прерывателя поворота Определяется заменой узла Заменить неисправный узел
Тормоз
Мала эффективность тормоза заднего колеса Увеличен свободный ход педали рычага тормоза или износились накладки   Отрегулировать свободный ход педали
Накладки промыть в чистом бензине и насухо протереть, при необходимости установить регулировочные шайбы под пяту колодок
Мала эффективность тормоза переднего колеса Увеличен свободный ход рычага тормоза, износились накладки тормозных колодок Нажатием на рычаг тормоза переднего колеса и осмотром состояния накладок Отрегулировать свободный ход рычага с помощью регулировочного винта
Заменить колодки
Попадание воздуха в систему гидропривода При нажатии на рычаг тормоза переднего колеса отсутствует жесткий упор Прокачать систему гидропривода
Течь жидкости через уплотнения Определяется визуально Устранить подтяжкой

Таблица 9

Методика выявления причин неисправностей системы зажигания

Признаки неисправности Возможная причина неисправности Определение неисправности Выявленная неисправность и метод устранения
Не запускается двигатель Отсутствует искра на электродах свечи Вывернуть свечу, положить ее на головку цилиндра, включить зажигание и нажать на рычаг пускового механизма:  
   
  • искра есть:
Система зажигания исправна
   
  • искры нет:
 
    вывернуть высоковольтный провод из наконечника свечного и проверить наличие искры между высоковольтным проводом и головкой цилиндра, нажав на рычаг пускового механизма:  
   
  • искра есть:

 

Неисправны свеча или наконечник свечной. Очистить свечу от нагара, протереть изолятор сухой салфеткой, или заменить ее; протереть полость корпуса наконечника или заменить его
   
  • искры нет:
 
    отключить с клеммы «+» катушки зажигания оранжевый провод. Подключить между оранжевым проводом и «массой» мотоцикла контрольную лампу напряжением 12 В и мощностью не более 1Вт (например, из щитка приборов контрольную лампу нейтрали) и резко нажать на рычаг пускового механизма:  
   
  • лампа вспыхивает:
Нарушение электрической цепи катушки зажигания, устранить нарушение цепи
      Неисправна катушка зажигания, заменить катушку
   
  • лампа не вспыхивает:
 
    отключить от жгута проводов голубой провод, идущий к генератору. Подключить контрольную лампу к голубому проводу генератора и «массе» двигателя и нажать на рычаг пускового механизма:  
   
  • лампа вспыхивает:
Нарушены цепи подключения коммутатора или датчика.
      Неисправны коммутатор или датчик. Проверить подключение коммутатора и датчика. Заменить коммутатор
   
  • лампа не вспыхивает:
Неисправен генератор. Заменить генератор
  Неисправен датчик зажигания Отключить серый провод датчика зажигания от коммутатора. Подключить контрольную лампу к «+» аккумуляторной батареи и серому проводу датчика зажигания:  
   
  • лампа горит вполнакала
Датчик исправен
   
  • лампа не загорается или горит в полный накал
Неисправен датчик. Заменить датчик
    Исправность обмотки датчика также определяется тестером путем замера сопротивления обмотки, которое должно быть 200+-20 Ом  

 
Последние изменения 25.03.2004
Назад в "Органы управления и приборы"НаверхДалее в "Консервация и хранение"


MOTObanner 468x60
Rambler's Top100 РосБизнесКонсалтинг
Хостинг от uCoz